Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что воображение недооценивалось и сейчас явно недооценивается психологами. С одной стороны, это связано с методологической и методической трудностью его изучения. С другой стороны, малая изученность воображения по сравнению с другими психическими процессами и функциями связана с непониманием основных результатов психического и личностного развития в онтогенезе. Проблему воображения в психологии не то что не исследуют, её, по сути, и не поставили как проблему. Это связано, на наш взгляд, со следующими причинами. Так, несмотря на значимость феноменов воображения в жизни человека и его эвристические функции, само воображение понимается упрощенно, если не сказать эклектично. Да и вообще, есть ли такой когнитивный процесс, как воображение? Это далеко не всеми признается, например, А. В. Брушлинский в своих работах говорит, что природа воображения в психологии вообще не понята, с одной стороны, его отождествляют с представлениями, а с другой – если воображение связывать с созданием новых мыслей, то чем оно должно отличаться от мышления . Исходя из традиционного понимания воображения как построения образов и создания программ поведения в ситуациях неопределенности, невозможно выделить его специфику. Разумеется, есть объективные причины слабой изученности воображения, которые связаны с тем, что в когнитивной организации человека не так-то просто найти место воображению. А понимание воображения как комбинации некоторых элементов есть отголосок ассоциативной психологии.
Цель работы проанализировать общую характеристику воображения.
Общая характеристика воображения
Проблема воображения имеет давнюю историю. Ею занимались философы, писатели и поэты, художники. Обычно подчеркиваются новизна образов воображения, их несводимость к образам восприятия, это не простой их повтор; одновременно указывается на двойственность деятельности воображения: на его связь с действительностью и уход от действительности, «отлет». «Воображение - это возможность скачка, без которого не представить далекого и не оторваться от того, что рядом. Отсюда - его всегдашняя двойственность: опережая и предвидя, воображение служит действию, набрасывает контур осуществимого до того, как оно осуществится». Но остается риск, что опережающее воображение останется только мечтой и никогда не осуществится. Воображение может создавать свой собственный мир, не заботясь о связи с реальностью: «…отдавшийся воображению ум может оторваться от мира, перенестись с помощью вымысла туда, где ему уже не важно, соотносится он с происходящим или нет. В этом втором смысле воображение - выдумка, игра, греза, вольная или невольная ошибка, чистая зачарованность» .
Представления о воображении в психологии наполнены тем же двойственным смыслом, и роль воображения в развитии сознания, личности человека оценивается по-разному в различных психологических подходах. Воображение может сводиться к другим процессам, растворяться в восприятии, памяти или мышлении, его особая роль теряется, и само оно не имеет собственного развития. Так, воображение рассматривается как возможность мысленного воспроизведения события, представления образа, как возможность решения задачи в плане представления, в том числе как возможность мысленного действия с образом. В то же время роль воображения может абсолютизироваться. Как правило, иррационализм в психологии подчеркивает несводимость воображения к другим процессам и функциям, его первичность и изначальность. Эта точка зрения характерна для интуитивизма, подчеркивающего наличие некой изначальной творческой воли, порождающей остальные психические формы. Сама природа воображения постулируется и рассматривается как данность, объяснительный принцип, сродни свободной воле, жизненному порыву, витальной энергии .
В рамках психоаналитического подхода воображение также рассматривается как первичная форма сознания, еще не подвергшаяся социальной «обработке» и не подчиненная требованиям социальной адаптации. Согласно учению, З. Фрейда изначально психическая деятельность ребенка обслуживает его желания и чувства, его стремление к получению удовольствия, она не направлена на отражение реальности, в которой живет ребенок, поэтому ее содержание носит характер грезы, сновидения, галлюцинации. Некоторое сходство в позиции можно наблюдать и в теории Ж. Пиаже. Согласно Ж. Пиаже, изначально мышление ребенка не направлено на реальность, а представляет собой деятельность воображения, удовлетворяющую внутренние потребности ребенка. Следующим этапом в развитии является эгоцентрическое мышление, которое становится переходной формой в движении к мышлению реалистическому .
На формирование психологических концепций воображения повлияли представления Э. Блейлера об аутистическом мышлении. В аутистическом мышлении наблюдаются активный уход из внешнего мира, преобладание внутренней жизни; оно дает выражение всевозможным тенденциям и желаниям, скрытым в человеке, направлено на окрашенные удовольствием представления: «Лишь здесь могут существовать представления, которые связаны с интенсивным чувством удовольствия, которые создают желания, удовлетворяются их фантастическим осуществлением и преобразовывают внешний мир в представлении человека благодаря тому, что он не мыслит себе (отщепляет) неприятное, лежащее во внешнем мире, присоединяя к своему представлению о последнем приятное, изобретенное им самим» .